Танцы на пилоне
Скачивайте трекер месячных Clatch
cсылка по QR-коду
Доступно на всех площадках
15 мая 2024

Вверх ногами. Как танцы на пилоне избавились от плохой репутации и стали модной практикой

Танцы на пилоне и стриппластика становятся всё более популярной альтернативой пилатесу, фитнесу и стретчингу. А ещё формой искусства и профессиональным спортом: артисты вроде FKA Twigs или Мити Стаева ставят сложные номера-перформансы на пилоне, а шестовая акробатика, возможно, скоро войдёт в программу Олимпийских игр. CLATCH разбирается, как танцы на пилоне избавились от своей «плохой репутации» и стали синонимом женской силы, любви к себе, бодипозитива и свободы самовыражения.

От индийских акробатов до Элвиса

Ещё недавно «танцы на шесте» ассоциировались исключительно со стриптизом и считались «низким» и недостойным занятием, место которому в сомнительных ночных клубах. Но на самом деле искусство крутиться вокруг шеста насчитывает тысячи лет — а если точнее, то, по различным данным, около четырёх тысяч. Корни стрип-пластики можно обнаружить в Древней Индии, где существовала традиционная дисциплина маллакхамб с использованием деревянного шеста — что-то между акробатикой и боевыми искусствами. С шестом танцевали и в Африке, имитируя половой акт. В средневековой Европе у шеста тоже были фаллические коннотации: вокруг майского шеста (он же «майское дерево») плясали во время праздников плодородия.
Современная история танцев на пилоне стартует с 1890-х годов, когда в Америку привозят «экзотических танцовщиц»: девушек арабского происхождения или рома (в просторечии — «цыганок»). Они начинают выступать в передвижных шоу вроде «Little Egypt», исполняя танец живота или крутясь вокруг шеста в центре циркового шатра — и производя фурор откровенными движениями и нарядами. Пилон и другие акробатические приблуды в начале и середине XX века активно используют и артистки бурлеска — эротического жанра, который в наши дни продвигает танцовщица и актриса Дита фон Тиз.
Парадоксально, но в массовую культуру пилон ворвался благодаря мужчине. В 1957 году выходит бунтарский клип Элвиса Пресли Jailhouse Rock, где «король рок-н-ролла» возмутительно крутит бёдрами вокруг жеста, эпатируя консервативную послевоенную Америку. От своей «вульгарной» репутации пилон не избавится ещё долго. Вплоть до нулевых танцы на шесте будут воспринимать исключительно в эротическом ключе, а танцовщиц — как секс-работниц, чья единственная задача — развлекать мужчин своим телом.
Подписывайтесь 
на нас в Telegram
Наш канал «женщины с клатчем»

Женщины у руля

К 80-м годам индустрия стрип-танцев набрала такие обороты, что у самых востребованных танцовщиц даже появились агенты — как у кинозвезд. Стриптиз обманчиво считался «лёгким заработком», и в него стремилось всё больше женщин, которых надо было как-то учить. Инициативу взяли в свои руки опытные танцовщицы и это был революционный шаг для танцев на пилоне. Так начало формироваться сообщество, где женщины обучали других женщин своим техникам и навыкам.
Важнейшая фигура для истории танцев на шесте — канадка Фауния Мондей — в 1990-х начала преподавать пилон как искусство. Это был период «феминизма третьей волны»: бунтарского, дерзкого и построенного на совместных арт-практиках и идее свободы выбора. Девушки настаивали: мы сами будем решать, кем быть — домохозяйкой, стриптизёршей или танцовщицей. Танцы на пилоне перемещаются из стрип-клубов в фитнес-студии и становятся постоянно развивающейся практикой и фитнес-хобби.
С середины нулевых годов по всему миру начинают проводить соревнования по танцам на пилоне, вроде Miss Pole Dance в Великобритании, Miss Pole Dance в Австралии или World Pole Championships в Голландии. В 2016 году Международная федерация шестового спорта выступает за включение танцев на шесте в программу Олимпийских игр и подаёт заявку на признание их видом спорта, а ассоциации Pole Fitness Association и Pole Sport Organization проводят соревнования в категории «Мастерс» специально для участников 40+ и 50+. Многие из современных звёзд пилона начали заниматься им лишь после 30 лет, а некоторые продолжают и в 70.
Очередной прорыв пилона в поп-культуру случился в 2018—2019 годах, когда у Карди Би вышел клип Money, а у FKA Twigs — Cellophane, где обе артистки танцуют на пилоне. В том же 2019-м в кино триумфально вышла драмеди «Стриптизёрши» со всё той же Карди Би и с Дженнифер Лопес — о злоключениях танцовщиц, вынужденных промышлять мошенничеством. Фильм взял кучу наград, а Лопес в итоге даже станцевала на пилоне на Суперкубке 2020 года — самом всенародном американском мероприятии для всей семьи.

Сообщество и поддержка

По примеру знаменитостей в танцы на пилоне идут женщины, которым тоже хочется крутить невероятные трюки и прокачать всё тело. И что самое важное — такие тренировки не требуют от женщин определённого внешнего вида, они заточены в первую очередь на отработку гибкости, силы и выносливости. Для многих женщин это путь к здоровому принятию своего тела и физическим успехам, а не к цифре на весах. Культура занятия пилоном помогает нам избавиться от телесного стыда и полюбить себя — это доказывают исследования.
«Я себя в своем теле теперь чувствую как дома. Во мне появилось больше женственности, я с ней стала как-то ближе»— рассказывает в интервью CLATCH визуальная художница Саша Давай, которая начала заниматься танцами на пилоне семь лет назад под впечатлением от роликов FKA Twigs. Саша напоминает, какую роль в этих танцах играет сообщество: «Для меня пилон — это в первую очередь общение. С девчонками в зале у меня есть особый язык, который иногда трудно найти даже в творческой среде. Мы поддерживаем друг друга на занятиях и за их пределами, радуемся успехам других и всегда готовы помочь, если что-то не получается. Это для меня невероятно важно».
Так, большим трудом и буквально собственными руками и ногами женщины присвоили себе пилон — перепридумав его смысл и сделав инструментом эмансипации. Танцовщицы сами решают, как, когда и для кого они выступают: они сделали пилон практикой для женщин и про женщин. «Одна из ключевых ценностей для меня — это автономия сексуальности и власть, связанная с ней, — размышляет Саша Давай. — Принято считать, что танцовщицы и стриптизёрши — это объекты мужского взгляда. Но для меня танец на пилоне — это выражение моей сексуальности и уверенности в своем теле, позволяющее мне вернуть контроль над своими телом. Это средство самовыражения и исследования сенсуальности, не обязательно включающее сексуальную активность или интим с другими».
Пилон сегодня — это в первую очередь возможности тела и мощная эмоция: как любой танец, номер на пилоне может быть полным гнева и печали, воодушевления или радости. Танец на пилоне позволяет нам рассказывать истории и выражать свои чувства через движение, освобождая женщин от самокритики, давая им свободу и открывая не только сексуальность, но и силу. «Танцы помогли мне меньше бояться сложностей в жизни и преодолевать препятствия, не бояться делать что-то одной, — говорит Саша Давай. — Даже если я упаду, подо мной будет земля, она поймает».
Автор
Александра Лурье
Студентка профиля «Медиа и дизайн» Школы Дизайна НИУ ВШЭ. Мультидисциплинарный дизайнер и художник
Читайте также
Скачивайте календарь месячных Clatch
Бесплатный календарь месячных с точными прогнозами, ежедневным контентом, подробной аналитикой и возможностью делиться циклом с близкими
ПАО «МТС» 2024
12+